Вісник НАН України. 2014. № 5. С. 62-64.

БЕЛЫХ Тамара Васильевна –
кандидат технических наук, главный редактор
научно-популярного журнала для юношества «Країна знань» («Страна знаний»)

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЮНОШЕСТВА И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ПЕРИОДИКА В УКРАИНЕ

Уважаемые члены Президиума и участники собрания!

Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на проблемы развития научного мировоззрения юношества и научно-популярной периодики в Украине. Эти проблемы существуют, они весьма глубокие и серьезные, но говорим мы о них, к сожалению, редко. Предыдущие выступающие уже поднимали вопрос о необходимости привлечения в науку талантливой молодежи, чтобы украинская наука была на достойном уровне, для укрепления кадрового потенциала Национальной академии наук Украины. Отмечались также и тревожные тенденции в этом направлении – в этом году число желающих поступить в аспирантуру было меньше, чем количество мест. Известно, что увлечение наукой, интерес к получению знаний, воспитание научного мировоззрения начинаются со школы. О значении научно-популярной периодики в воспитании научно-гуманистического мировоззрения молодежи в этой аудитории рассказывать не надо. Не вызывает возражений и то, что интеллект нации зависит от литературы, которую читает молодежь, что современное молодое поколение должно быть образованным и знать о современных достижениях в различных областях науки. Но что читает наша молодежь?

15 лет назад, занимаясь изучением предмета духовности, я неожиданно для себя выяснила, что в Украине исчезли практически все научно-популярные журналы. При активной поддержке и в тесном творческом сотрудничестве с ведущими украинскими учеными мы уже тринадцатый год издаем единственный в стране научно-популярный журнал для юношества «Країна знань» («Страна знаний»). Журнал имеет две параллельные версии –  на украинском и русском языках. Тем не менее, все наши усилия объяснить властям, что необходимо обеспечить подписку такого журнала для всех школ Украины, чтобы и учителя, и ученики имели возможность использовать материалы нашего издания в учебном процессе, оказались тщетными. Многочисленные наши обращения ко всем министрам образования и науки, которые за это время сменяли друг друга, были безрезультатны.  Повний текст (PDF).