Вісник НАН України. 2014. № 7. С. 65-69.
кандидат хімічних наук, доцент, директор
Південного наукового центру НАН України і МОН України
науковий співробітник Одеського філіалу
Інституту біології південних морів ім. О.О. Ковалевського НАН України
ВІД КАЛУША ДО ОДЕСИ — ЕКОЛОГІЧНА ПРОБЛЕМА, ДОВГА, ЯК ДНІСТЕР
Статтю присвячено проблемам, пов’язаним із загозливим екологічним станом Домбровського кар’єра в Калуші. 20 лютого 2014 р. на спільномук засіданні двох регіональних наукових центрів НАН України та МОН України (Південного і Західного) відбулось обговорення ситуації, що склалась на кар’єрі. Спеціалістами було запропоновано низку першочергових заходів з запобігання екологічній катастрофі.
В 1983 г. одесситы с большой тревогой ожидали прихода на Беляевский водозабор высокоминерализованных отходов производства калийных удобрений, попавших в Днестр после прорыва дамбы хвостохранилища калийного завода в Стебнике. Тогда в речную сеть с территории Калушского горнопромышленного района хлынули около 5 млн кубометров рассола. Река была засолена до самого впадения в лиман. После этой экологической катастрофы на заводе был уменьшен объем производства калийных удобрений, началась реконструкция предприятия. Однако в дальнейшем все затраченные усилия были фактически сведены на нет. В результате хозяйственная деятельность по добыче калийных солей, много лет осуществлявшаяся без проведения эффективных технических и природоохранных мероприятий, привела к развитию чрезвычайной ситуации в Калушском горнопромышленном районе.
Разработка единственных в мире месторождений калийных солей и производство различных калийных удобрений более 30 лет были визитной карточкой города химиков Калуша Ивано-Франковской области. Однако после добычи калийных руд остались выработки трех шахт – «Калуш», «Голынь» и «Ново-Голынь». Над выработанными территориями происходит проседание почвы, которое сопровождается не только подтоплением, но и затоплением поверхностей. В 2009 г. на шахтных полях насчитывалось 15 провалов в виде депрессивных воронок. И это вполне объяснимо, т.к. шахтные выработки калийных руд заполнялись не твердым веществом, как это принято в Западной Европе, а затапливались рассолами. Дочернее предприятие «Калийный завод», входящее в состав ОАО «Ориана», прекратило работу еще в 1996 г. Пока завод работал, рассол из хвостохранилищ шахты «Ново-Голынь» отбирали и использовали для производственных нужд. Вместо соляного раствора в водоем сбрасывали густые глиняные массы, которые затвердевали под действием солнца и ветра. Поэтому рекультивация хвостохранилища № 1 выполнялась просто – достаточно было насыпать сверху пласт грунта. Совсем иная картина наблюдается в хвостохранилище № 2. В нем накопление осадков превышает испарение с поверхности, в результате чего хранилище переполнено рассолом. Неработающий калийный завод вынужден ежегодно наращивать дамбу, но проектной нормы ее превышения над уровнем рассола на 1,5 м все же не достигает. Поэтому в любой момент возможны прорывы дамбы, в которой, по данным института ПГП «Спецгеологоразведка», выявлены потенциально опасные зоны, зафиксированы три канала фильтрации растворов. Для снижения уровня соляных рассолов их закачивали в выработки рудника «Ново-Голынь», однако объем пустот в руднике уже стремится к нулю – дальше рассол девать некуда. Таким образом, более 2 млн кубометров рассола «нависли» над близлежащими промышленными объектами: железнодорожной станцией, ЗАО «Лукор», предприятиями «Винисин», «Синтра» и другими, угрожают через малонадежную дамбу прорваться в реку Сивку, а из нее – в Днестр. И все же сегодня в наиболее опасном состоянии пребывает Домбровский карьер.
Домбровский карьер – это единственный в мире горный объект, где добычу калийных солей (сульфата калия) с дореволюционных времен осуществляли открытым способом. Его глубина составляет 140 м, длина – 900 м, ширина – 850 м, площадь – 64 га. До 1985 г. эксплуатация карьера проводилась в соответствии с условиями технического проекта, благодаря чему он был примером успешной открытой добычи калийных солей в сложных гидрологических и климатических условиях. Повний текст (PDF).