Вісник НАН України. 2015. № 2. С. 58-62.
https://doi.org/10.15407/visn2015.02.058

ПУЗИКОВ Вячеслав Михайлович –
академік НАН України,  директор
Інституту монокристалів НТК «Інститут монокристалів» НАН України 

ЛИТВИНОВ Леонід Аркадійович –
доктор технічних наук, професор,  головний науковий співробітник 
Інституту монокристалів НТК «Інститут монокристалів» НАН України 

ПРОЗОРА БРОНЯ І ПЕРСПЕКТИВИ ЇЇ ЗАСТОСУВАННЯ ДЛЯ УКРАЇНСЬКОЇ БРОНЕТЕХНІКИ

Міжнародним колективом за участю Інституту монокристалів НАН України було розроблено легку прозору броню на основі сапфіру і спеціальних стекол. Ця броня легша і ефективніша за склопакети, які застосовуються у вітчизняних бронемашинах.

Ключові слова: прозора броня, сапфір, бронетехніка, склопакет, калібр кулі.

Проблема относится к вечному поиску
гармонии между защитой и атакой,
мечом и щитом как каббалистическое

 «рацо и шув» (бег и возвращение).

К окнам бронетехники, боевых вертолетов, скоростных локомотивов, инкассаторских машин, кассовых и сейфовых помещений, кабин охраны, автомобилей VIP-класса предъявляются особые требования по пулестойкости. Так, согласно действующему стандарту американской Федеральной железнодорожной администрации (Federal Railroad Administration), остекление поездов, движущихся со скоростью более 200 км/час, должно выдерживать удар пули, выпущенной из нарезного оружия 22-го калибра и имеющей при столкновении скорость 293 м/с. Кроме того, прозрачная броня должна обеспечивать хорошую обзорность и естественное освещение. Обычно в качестве пулестойких окон используют многослойные пакеты прозрачных материалов, в состав которых входят пласты с разными физическими свойствами. Например, пакет наиболее часто используемого пулестойкого автомобильного остекления состоит из семи слоев: стекло, PVB-пленка, стекло, PVB-пленка, стекло, полиуретан, поликарбонат. Такой многослойный состав окна поясняется необходимостью удовлетворить, как правило, противоречащие друг другу требования по прочности, массе пакета, безопасности пассажиров, оптическим свойствам и себестоимости изделия.

Бронированные автомобили выпускают уже в течение 80 лет. На фирме Mercedes-Benz организовано даже специальное подразделение – Guard. Масса бронированного «Мерседес-600» достигает 5 т, масса внедорожника G500 Guard – 4,4 т. Такое существенное увеличение массы автомобиля обусловлено тем, что внедорожник защищает от пуль автомата Калашникова или винтовки М16 (в соответствии с санкциями ЕС экспорт в Россию машин G500 Guard запрещен как изделия двойного назначения).

Для противостояния пуле из пистолета Макарова достаточен стеклопакет толщиной 20 мм. По мере увеличения калибра, твердости и скорости пули увеличивается толщина остекления, что в свою очередь увеличивает вес автомобиля, ухудшает его устойчивость из-за более высокого расположения центра масс. Если для противостояния пуле калибра 7,62×54R B32АPI толщину стеклопакета в 55 мм при массе 137 кг/м2 еще можно считать приемлемой, то для противостояния пулям с более твердыми сердечниками соотношение толщина/масса стеклопакета просто зашкаливает (см. таблицу). Повний текст (PDF)